Урок № 74. Принятие к учету объекта основных средств

Процесс постановки объекта основных средств на учет в программе "1С:Бухгалтерия 8” зависит от того, какой именно объект основных средств принимается к учету и каким образом он поступил на предприятие. В программе отдельно оформляется принятие к учету оборудования и объектов строительства. Кроме этого, отдельный механизм предусмотрен для постановки на учет объектов основных средств по результатам инвентаризации.


Важно
Факт принятия объекта основных средств к учету означает, что формирование его стоимости завершено. Обычно это происходит одновременно с вводом объекта основных средств в эксплуатацию.
 
В любом случае факт принятия объекта основных средств к учету оформляется с помощью документа, который называется "Принятие к учету ОС".
Для перехода в режим работы с этим документом в главном меню программы предназначена команда ОС | Принятие к учету ОС. Также для этого можно воспользоваться ссылкой Принятие к учету ОС, которая находится в панели функций на вкладке ОС. При выполнении любого из этих действий на экране откроется окно списка документов:


Список документов на принятие к учету основных средств

Это окно представляет собой стандартный интерфейс списка, в нем отображается перечень сформированных ранее документов. Для каждого из них показана информация общего характера: дата формирования, номер, наименование организации, вид операции по документу и др. Чтобы ввести новый документ, выполните в данном окне команду Действия | Добавить или нажмите в инструментальной панели кнопку Добавить. После этого программа предложит выбрать вид операции по документу:


Выбор вида операции по документу

Если вы хотите принять к учету оборудование или объект строительства, то предварительно должно быть отражено поступление объекта основных средств на предприятие. Обычно это делается с помощью документа "Поступление товаров и услуг", при вводе которого нужно выбрать вид операции Оборудование или Объекты строительства:

Например, на основании документа "Поступление товаров и услуг" с видом операции Оборудование поступивший объект основных средств будет оприходован на счет 08.04 "Приобретение объектов основных средств". А после проведения документа "Принятие к учету ОС" (для которого также выбран вид операции Оборудование) объект основных средств будет списан со счета 08.04 "Приобретение объектов основных средств" и принят на счет 01.01 "Основные средства в организации".

Что касается принятия к учету основных средств по результатам инвентаризации, то здесь все проще – никаких документов предварительно оформлять не требуется. Выявленный в результате инвентаризации объект просто приходуется на счет 01.01 "Основные средства в организации", при этом его стоимость относится на счет 91.01 "Прочие доходы".

Рассмотрим, как осуществляется ввод и редактирование документа с видом операции Оборудование. Окно, которое открывается после выбора этого вида операции:


Ввод и редактирование документа на принятие к учету оборудования

В верхней части данного окна нужно ввести обязательный минимум сведений: номер документа и дату его формирования (эти реквизиты программа заполнит автоматически при записи документа, но при необходимости их можно отредактировать), а также наименование организации, от имени которой оформляется документ. Чтобы документ после проведения был отражен не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, нужно установить флажок Отражать в налог. учете. В поле Ответственный можно указать имя пользователя, который является ответственным за оформление данного документа.

Центральная часть окна состоит из трех вкладок: Основные средства, Общие сведения и Бухгалтерский учет. Если в верхней части окна установлен флажок Отражать в налог. учете, то появится еще одна вкладка – Налоговый учет.

Содержимое вкладки Основные средства. Здесь в поле Оборудование нужно указать вид оборудования, приход которого на предприятие был оформлен с помощью документа "Поступление товаров и услуг”. Выбор осуществляется из справочника номенклатуры, который отображается на экране при нажатии кнопки выбора или клавиши <F4>.

В поле Склад нужно указать название склада, на который ранее был оприходован объект основных средств, а в поле Счет (БУ) – счет бухгалтерского учета, на котором он числился до принятия к учету (т. е. на который был оприходован в результате проведения документа "Поступление товаров и услуг"). Как мы уже отмечали ранее, для оборудования в таких случаях обычно используется счет 08.04 "Приобретение объектов основных средств". Именно этот счет предлагается использовать по умолчанию, но при необходимости вы можете его перевыбрать в окне плана счетов, которое вызывается с помощью кнопки выбора.

В табличной части вкладки формируется перечень принимаемых к учету объектов основных средств. Для добавления в список новой позиции нажмите в инструментальной панели вкладки кнопку Добавить (напомним, что названия кнопок инструментальных панелей отображаются в виде всплывающих подсказок при подведении к ним указателя мыши) или клавишу <Insert>. В результате в списке появится позиция, номер которой будет сформирован автоматически. Затем в поле Основное средство нужно нажать кнопку выбора, а в открывшемся окне справочника основных средств выбрать основное средство, принимаемое к учету. После этого автоматически (в соответствии со значениями, введенными ранее в справочник для выбранного основного средства) будут заполнены поля Код и Инв. №.

Содержимое вкладки Общие сведения показано:


Ввод и редактирование документа, вкладка Общие сведения

На этой вкладке в поле Операция с объектами ОС указывается вид операции, производимой с объектами основных средств по данному документу. Выбор значения осуществляется в окне справочника событий с основными средствами, которое открывается с помощью кнопки выбора.


Примечание
В справочнике событий с основными средствами осуществляются ввод, редактирование и хранение информации о событиях, которые могут происходить с основными средствами на данном предприятии. Такими событиями могут быть: ввод в эксплуатацию, капитальный ремонт, перемещение, переоценка, модернизация, передача, списание и др. Чтобы перейти к работе с этим справочником, его нужно выбрать в окне выбора справочников:



Как мы уже отмечали ранее, принятие объекта основных средств к учету в большинстве случаев происходит одновременно с вводом его в эксплуатацию. Чтобы совместить эти операции, установите на вкладке Общие сведения флажок Ввести в эксплуатацию одновременно с принятием к учету.

В поле Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости) можно указать, каким образом в затратах предприятия должны отражаться расходы по начислению амортизации основных средств, принимаемых к учету по данному документу. Перечень этих способов формируется в соответствующем справочнике, из которого и выбирается значение данного поля.

Параметры бухгалтерского учета объекта основных средств, принимаемых к учету в соответствии с данным документом, определяются на вкладке Бухгалтерский учет:


Ввод и редактирование документа, вкладка Бухгалтерский учет

Первое, что нужно сделать на вкладке, это заполнить поле Порядок учета. Здесь указывается, каким образом объект основных средств должен отражаться в бухгалтерском учете после проведения данного документа. Учтите, что от выбранного в этом поле значения зависит набор остальных параметров вкладки. Требуемое значение выбирается в раскрывающемся списке из следующих вариантов:
•  Начисление амортизации ;
•  Начисление износа ;
•  Списание при принятии к учету ;
•  Отражение в составе МПЗ ;
•  Стоимость не погашается .

Если в поле Порядок учета выбрано значение Начисление амортизации, то содержимое вкладки Бухгалтерский учет будет выглядеть так.

В поле Подразделение нужно указать наименование структурного подразделения предприятия, в котором будет числиться объект основных средств, а в расположенном справа поле МОЛ – фамилию, имя и отчество материально-ответственного лица, за которым будет закреплен объект основных средств после принятия его к учету. Значения этих полей выбираются из соответствующих справочников.

В поле Способ поступления из раскрывающегося списка выбирается способ поступления объекта основных средств на предприятие. Возможные варианты: Приобретение за плату, Строительство, В обмен на другое имущество, Вклад в совместную деятельность и др.

В поле Счет учета указывается счет бухгалтерского учета, на котором будет числиться объект основных средств после проведения документа. Обычно это счет 01.01 "Основные средства в организации", именно он и предлагается по умолчанию.

Далее нужно заполнить параметры начисления амортизации. В поле Счет начисления амортизации нужно указать счет, на котором будет отражаться начисление амортизации (по умолчанию предлагается счет 02.01 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01"). Для начисления амортизации следует установить расположенный справа флажок Начислять амортизацию.

В поле Способ начисления амортизации из раскрывающегося списка следует выбрать способ начисления амортизации по принимаемым к учету объектам основных средств. Возможен выбор одного из перечисленных вариантов:
•  Линейный способ ;
•  Способ уменьшаемого остатка ;
•  По сумме чисел лет срока полезного использования ;
•  Пропорционально объему продукции (работ) ;
•  По единым нормам амортизационных отчислений ;
•  По единым нормам амортизационных отчислений (на 1000 км пробега) .

В зависимости от выбранного способа открываются остальные параметры начисления амортизации (это может быть, например, норма амортизационных отчислений, график амортизации, предполагаемый объем выработки и др.). Отметим, что параметр Срок полезного использования (в месяцах) указывается для всех без исключения способов (но при условии, что будет заполнено поле Способ начисления амортизации).

Если на вкладке Бухгалтерский учет в поле Порядок учета выбрано значение Начисление износа, то в качестве параметров его начисления нужно будет указать счет начисления износа (по умолчанию предлагается забалансовый счет 010 "Износ основных средств"), срок полезного использования (в месяцах), а также годовую норму амортизационных отчислений. Кроме этого, путем установки соответствующего флажка включается признак начисления износа.

Если в поле Порядок учета выбрано значение Списание при принятии к учету, то списание объекта основных средств будет произведено в момент принятия его к учету. В данном случае параметры начисления амортизации/износа не отображаются, и достаточно лишь заполнить поля Подразделение, МОЛ, Способ поступления и Счет учета (их описание уже приведено).

Если в поле Порядок учета выбрано значение Отражение в составе МПЗ, то после проведения данного документа объект основных средств будет зачислен в состав материальнопроизводственных запасов. В этом случае в соответствующих полях нужно будет указать номенклатурную позицию (выбирается из справочника номенклатуры), название склада, на который будет оприходован объект основных средств, а также счет бухгалтерского учета, на котором он будет числиться (по умолчанию предлагается счет 10.09 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности).

И еще одно значение, которое можно выбрать в поле Порядок учета, это Стоимость не погашается. При его выборе параметры начисления амортизации/износа не отображаются, поскольку стоимость объекта основных средств погашаться не будет, и нужно будет заполнить лишь уже знакомые нам поля Подразделение, МОЛ, Способ поступления и Счет учета.

На основании созданного документа можно получить акт приемки-передачи объекта основных средств по унифицированной форме "ОС-1". Для этого нужно внизу окна нажать кнопку Печать и в открывшемся меню выбрать команду Форма ОС?1. Фрагмент полученного документа:


Акт приемки-передачи основных средств

Чтобы посмотреть результат проведения документа, выполните в окне его редактирования команду Действия | Результат проведения документа. Пример такого отчета показан:


Результат проведения документа

Обратите внимание: в верхней части окна находится набор вкладок, с помощью которых можно выбирать режим представления отчета. На рис. 10.7 выбран режим Бухгалтерский учет. Мы видим, что в результате проведения документа объект основных средств списан со счета 08.04 и принят на счет 01.01 (о формировании этой проводки сказано ранее). Если же мы переключимся в режим Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет), то окно с результатами проведения документа будет выглядеть так, как показано:


Отчет о параметрах начисления амортизации

В этом отчете об объекте основных средств, наименование которого отображается в колонке Основное средство, показаны срок полезного использования, годовая норма начисления амортизации, первоначальная стоимость объекта основных средств, наименование организации, на балансе которой он числится, и иные сведения. Вы можете в любой момент посмотреть информацию о текущем местонахождении принятого на учет объекта основных средств. Для этого нужно в окне результатов проведения документа выбрать вкладку Местонахождение ОС (бухгалтерский учет), в результате это окно примет вид, как показано:


Информация о местонахождении объекта основных средств

В данном случае мы видим, что объект основных средств Станок ТС-30, принадлежащий организации ООО "Меркурий", находится в подразделении Производственный цех и числится за ответственным лицом Петрова Мария Ивановна. Еще один полезный отчет, который можно сформировать, это отчет о движении документа. С его помощью вы можете посмотреть, каким образом проведение документа отразилось в регистрах конфигурации. Для получения отчета нужно справа внизу окна выбрать вкладку Отчет по движениям документа, в результате на экране отобразится окно:


Отчет по движениям документа

Отметим, что первоначально отчет будет пустым, в нем будет заполнено лишь поле Документ отчета (здесь отобразятся реквизиты документа, по которому формируется отчет). В поле Выводить детализацию по из раскрывающегося списка выбирается вариант представления отчета. Чтобы сформировать отчет, нажмите в инструментальной панели данного окна кнопку Сформировать.

Полученный отчет по движениям документа вы можете вывести на печать, для этого используйте команду главного меню программы Файл | Печать или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<P>.
Сайт создан в системе uCoz