Одним из популярных видов безналичных расчетов является расчет путем выставления платежных требований. Сущность таких расчетов состоит в том, что в банк организации?плательщика поступает платежное требование от банка организации?получателя денежных средств. При согласии плательщика со списанием денег со счета они по платежному требованию перечисляются на счет получателя. В программе ”1С:Бухгалтерия 8” реализован удобный механизм для формирования платежных требований. Для перехода в режим работы с платежными требованиями нужно выполнить команду главного меню Банк | Платежное требование выставленное. При активизации данной команды на экране отображается окно списка, показанное на рис. 5.12.
Окно списка платежных требований
В представленном окне отображается перечень введенных ранее документов (при первом открытии окна оно будет пустым). Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображается следующая информация: • признак проведенного/непроведенного документа (непроведенным является только последний документ списка); • признак проведения документа по налоговому учету (колонка НУ); • дата оплаты документа; • дата формирования документа; • номер документа; • сумма по документу; • название организации, от имени которой выставлено данное платежное требование (иначе говоря, получатель денежных средств по документу); • название счета организации, на который по данному документу должны поступить денежные средства; • наименование контрагента (плательщика) по документу; • название договора с контрагентом, в рамках которого выставляется данное платежное требование; • имя пользователя, ответственного за данный документ; • произвольный комментарий; • признак акцепта (акцептное или безакцептное требование). Чтобы сформировать платежное требование, нужно в инструментальной панели окна списка нажать кнопку Добавить или клавишу <Insert>. Чтобы отредактировать введенное ранее требование, выделите его в списке курсором и выполните команду Действия | Изменить или просто дважды щелкните на нем мышью (можно также воспользоваться клавишей <F2>). Ввод и редактирование платежных требований осуществляются в окне.
Ввод и редактирование платежных требований
В верхней части окна заполняются параметры, по которым документ будет идентифицироваться в интерфейсах списка и выбора. В поле Номер указывается номер платежного требования в системе. Этот номер присваивается программой автоматически после записи документа. Чтобы изменить номер документа, нужно с помощью команды Действия | Редактировать номер включить режим редактирования данного поля.
В поле от указываются дата и время формирования платежного требования. Этот параметр является обязательным для заполнения. В момент создания документа значение данного поля формируется программой автоматически – в нем отображается рабочая дата. После того как документ записан с помощью кнопки Записать, к рабочей дате добавляется время записи документа.
В поле Организация из раскрывающегося списка (содержимое формируется в справочнике организаций) выбирается наименование организации, являющейся получателем денежных средств по данному документу. По умолчанию здесь предлагается название организации, которая в справочнике организаций была выбрана в качестве основной.
В поле Плательщик указывается наименование контрагента, который должен перечислить деньги по данному документу. Значение выбирается в окне справочника контрагентов, вызываемом нажатием кнопки выбора.
Если платеж по данному платежному требованию необходимо отразить не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, то следует установить флажок Отразить в налог. учете.
В поле Сумма с клавиатуры или с помощью календаря, открываемого нажатием кнопки выбора, следует ввести сумму по данному документу. В поле Счет учета (БУ) из раскрывающегося списка нужно выбрать счет, на котором ведется учет безналичных денежных средств на данном счете предприятия.
В полях Банковский счет указываются названия банковских счетов: сначала получателя, а затем – плательщика денежных средств по данному платежному требованию. Необходимое значение выбирается в окне справочника банковских счетов, открываемом с помощью кнопки выбора. В поле Очередность указывается очередность проведения платежа, а в поле Вид платежа из раскрывающегося списка выбирается его вид (Почтой, Электронно или Телеграфом).
В поле Договор нужно указать договор, в рамках которого выставляется данное платежное требование. Выбор договора осуществляется из справочника договоров с контрагентами, вызываемого нажатием кнопки выбора. В этом справочнике отобразится перечень договоров только для плательщика денежных средств по данному документу (который указан в поле Плательщик).
Важно Одним документом можно выставить платежное требование сразу по нескольким договорам. Для этого в инструментальной панели окна редактирования нужно нажать кнопку Список, после чего в появившейся табличной части сформировать список договоров, суммы по которым (полностью или частично) должны быть оплачены в соответствии с данным платежным требованием. Это делается так же, как и при работе с входящим платежным поручением (см. урок № 39 "Входящее платежное поручение").
Если расчеты по выбранному договору ведутся не по договору в целом, а по расчетным документам (это определяется в режиме ввода и редактирования договора, подробнее см. урок № 17 "Справочник договоров контрагентов"), то справа от поля Договор появляется поле Документ расчетов (см. рис. 5.13). В этом поле следует указать документ расчетов по данному договору. При нажатии кнопки выбора отобразится окно с перечнем расчетных документов для договора, указанного в поле Договор. Нужно выделить щелчком мыши требуемый документ и нажать кнопку Выбрать. Если к данному договору еще нет расчетных документов, вы можете ввести новый документ, нажав кнопку Новый документ расчетов (ручной учет).
В поле Ставка НДС из раскрывающегося списка нужно выбрать ставку налога на добавленную стоимость. Сразу после этого автоматически рассчитается сумма НДС и отобразится в расположенном справа поле Сумма НДС (при условии, что уже заполнено поле Сумма).
В поле Счет расчетов нужно указать счет бухгалтерского учета, где отражаются расчеты с контрагентом, указанным в поле Плательщик. Требуемое значение выбирается в окне плана счетов, которое выводится на экран с помощью кнопки выбора. Отметим, что заполнение данного реквизита является одним из условий проведения документа по учету.
Возможности программы предусматривают разбиение суммы платежа на две части – оплату и аванс. В этом случае необходимо в поле Счет авансов указать счет по учету авансовых платежей. Данное поле заполняется таким же образом, как и поле Счет расчетов.
В поле Статья движения ден. средств указывается название статьи движения денежных средств, на которую должен быть отнесен платеж по данному документу. Перечень статей движения денежных средств формируется в соответствующем справочнике. О том, для чего используется значение данного поля, и что нужно сделать для того, чтобы оно отображалось в окне редактирования документа, говорилось на уроке № 26 "Справочник статей движения денежных средств".
В поле Назначение платежа с клавиатуры вводится назначение платежа по данному документу. Программа самостоятельно заполнит это поле на основании информации, указанной в других полях окна, но вы можете отредактировать это значение по своему усмотрению.
С помощью параметра Условие оплаты указывается, нужен ли акцепт для оплаты данного платежного требования. Если переключатель установлен в положение Без акцепта, то документ будет оплачен в безакцептном порядке. В этом случае нужно будет в расположенном справа поле с клавиатуры ввести основание для безакцептного списания (это может быть, например, соответствующий пункт договора и др.). Если же переключатель установлен в положение С акцептом, то для оплаты документа плательщик должен будет предоставить в свой обслуживающий банк согласие (акцепт) на его оплату. В этом случае справа становится доступным поле Срок акцепта, в котором нужно будет указать срок акцепта в днях. Сразу по истечении указанного здесь срока документ либо оплачивается (при наличии акцепта), либо возвращается обратно без оплаты.
В поле Дата отсылки документов указывается дата либо отсылки, либо вручения плательщику всех документов, предусмотренных договором. В области настроек Данные об оплате отражаются сведения об оплате платежного требования. После того как в бухгалтерии появилась выписка, где отражено поступление денежных средств по данному документу, нужно установить флажок Платежное требование оплачено и в расположенном справа поле ввести дату этой выписки.
Внимание! Если в окне ввода/редактирования платежного требования не установлен флажок Платежное требование оплачено и не указана дата его оплаты, то проведение документа по учету будет невозможным. Это логично: бухгалтерские проводки должны формироваться только после того, как деньги поступили на счет организации. Иначе говоря, если флажок снят, то после нажатия в окне ввода/ редактирования кнопки ОК или выполнения команды Действия | Провести документ будет только сохранен (аналогично нажатию кнопки Записать), но не проведен по учету.
В нижней части окна в поле Ответственный указывается пользователь программы, ответственный за оформление и проведение данного документа. По умолчанию здесь отображается имя пользователя, создавшего документ, однако при необходимости это значение можно изменить. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне справочника пользователей выделить щелчком мыши того пользователя, который назначается ответственным за данный документ, и нажать кнопку Выбрать.
В поле Комментарий при необходимости можно с клавиатуры ввести дополнительную информацию произвольного характера, относящуюся к данному платежному требованию. Это могут быть пояснения по платежу, дополнительные сведения об оплаченных товарах (услугах) и т. п.
Готовый документ можно вывести на печать. Но предварительно он должен быть записан, в противном случае программа выдаст соответствующее информационное сообщение. После нажатия в нижней части окна кнопки Платежное требование на экране отобразится печатная форма документа.
Печатная форма платежного требования
Чтобы распечатать документ, выполните команду главного меню Файл | Печать (или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<P>).